Утверждаю
Директор НОУ КПГ СПИК
_________________ Мельничук В.М.
01 сентября 2013 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ
I .Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ об организации воспитательной работы в ОУ и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.
1.2.Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе.
1.3.В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями законодательства о правах ребенка и их гарантиях, Конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании», нормами Устава школы и настоящего Положения.
1.4.Деятельность классного руководителя основывается на принципах православной этики, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.
1.5.Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора по УВР. Координацию работы и общее руководство деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по ВР.
1.6.Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и общешкольным родительским комитетами.
II .Основные задачи и функции классного руководителя
2.1.Основными задачами классного руководителя являются:
* формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;
* организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;
* обеспечение благоприятного психологического климата в классе;
* формирование здорового образа жизни;
* формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
2.2.К основным функциям классного руководителя относятся:
а) аналитическая:
* изучение индивидуальных особенностей учащихся;
* изучение и анализ развития классного коллектива;
* анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;
* анализ и оценка уровня воспитанности учащихся и всего классного коллектива
б) организационно-педагогическая:
* организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;
* установление связи школы и семей учащихся;
* организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;
* организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов» и т.д.
в) коммуникативная:
* регулирование межличностных отношений между учащимися;
* установление оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик»
* создание общего благоприятного психологического климата в коллективе;
* оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
III .Подготовка и общие условия работы классных руководителей
Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:
* знания по педагогической и возрастной детской психологии, социальной психологии;
* знания теоретических основ воспитания, технологий организации воспитательного процесса;
* знание Закона РФ «Об образовании», Конвенции «О правах ребенка»;
* знание школьной гигиены, педагогической этики;
* знание основ трудового законодательства;
* организаторские умения и навыки;
* коммуникативные способности;
* высокая духовная культура.
Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия:
*материально-техническое обеспечение организуемой или воспитывающей деятельности;
*организационно-методическая помощь со стороны руководства Учреждения образования.
IV .Организация работы классного руководителя
1.Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава школы, настоящего Положения.
2.Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:
А) Классный руководитель ежедневно:
— определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
— организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;
— организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;
Б) Классный руководитель еженедельно:
— проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;
— проводит час классного руководителя (классный час) по расписанию и в соответствии с планом воспитательной работы;
— организует работу с родителями по ситуации;
— проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации;
— анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся.
В) Классный руководитель ежемесячно:
— решать хозяйственные вопросы в классе;
— организует заседание родительского комитета класса;
— организует работу классного актива.
Г) Классный руководитель в течение учебной четверти:
— оформляет и заполняет классный журнал;
— участвует в работе методического объединения классных руководителей;
— проводить анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
— проводить коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
— проводить классное родительское собрание;
— представлять в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть.
Д) Классный руководитель ежегодно:
— оформляет личные дела учащихся;
— анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;
— составляет план воспитательной работы в классе ( план классного руководителя );
— собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса ( успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, анализ воспитательной работы по установленному образцу, трудоустройство выпускников ).
3.Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе.
V .Права классного руководителя.
Классный руководитель имеет право:
- регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников;
- контролировать результаты учебной деятельности каждого учащегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим учащимся;
- выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени;
- получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления;
- самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями ) не имеющими расхождения с воспитательной программой школы, творчески применять новые методы, формы, приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом – «не навреди»;
- приглашать в школу родителей ( законных представителей ) учащихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя или другим вопросам;
- не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя, определенные настоящим Положением;
- классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов;
- участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, профсоюза и других общественных органов школы.
VI .Классный руководитель не имеет права:
— унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывать клички, навешивая ярлыки и т.п.;
— использовать оценку (школьный бал) для наказания или расправы над учеником;
— злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;
— использовать семью ( родителей или родственников) для наказания;
— обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
VII . Классный руководитель должен уметь:
— общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
— видеть и формулировать свои воспитательные цели;
— создавать план воспитательной работы в собственном классе;
— организовать воспитательные мероприятия;
— организовать и провести родительское собрание;
— пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.
VIII .Критерии оценки работы классного руководителя:
основными критериями оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся. Определенным критерием является и уровень зрелости классного коллектива, а также активная позиция классного руководителя в жизни школы.